«Я убежден: кредитные союзы делают такое дело, которое не может делать ни один другой финансовый институт, просто в принципе не может. ..»

Джерри Томпсон,

Член правления Фонда Ирландской Лиги кредитных союзов.

 

 На международных стажировках можно не только научиться новому, но и построить дружеские мосты  с людьми, которые работают в таких же,  как у нас,  кредитных союзах. Стажировки в Ирландии – особенные, потому что здесь мы встречаем уникальную систему кредитной кооперации, в которую вовлечено большинство населения страны. В каждой семье есть, по крайней мере, один пайщик кредитного союза. Во время прошлой стажировки представителям Санкт-Петербурга  повезло взять интервью у одного из основателей Ирландского кредитного кооперативного движения.  Джерри Томпсон, член правления фонда ИЛКС, в течение многих лет поддерживает кредитную кооперацию в России. В 2012 году за  личный вклад  в развитие международного сотрудничества кредитных кооперативов  Джерри Томсон был награжден почетным знаком российской Лиги кредитных союзов «За вклад в развитие российской кредитной кооперации» ПРОТОКОЛ Совета Лиги № 12,«30» октября 2012 г.

В атмосфере теплого дружественного общения ирландского паба Джерри Томсон  поделился мыслями о главном деле своей жизни.  У Джерри – свое видение, яркое,  порой острое и идущее вразрез с «официальной политикой». Прямота, убежденность  его высказываний показывают,  насколько он болеет душой за кредитную кооперацию. Ведь у ирландцев тоже есть свои проблемы, их немало, однако удивительная стойкость их характера и  сплоченность вот уже более 50  лет помогают преодолевать все трудности, да еще и распространять идею коллективной взаимопомощи по всему миру. И если в плане опыта всегда есть чему поучиться, то в плане стойкости духа мы просто можем друг друга  понять на ментальном уровне, несмотря на языковые барьеры.   

 

–- Джерри,  когда Вы вступили в свой кредитный союз, что это был за союз, по какому принципу он был организован?

 

– Это такая интересная иллюстрация в отношениях между поколениями, вечная тема отцов и детей. Пока мой отец был жив, интереса к деятельности кредитного союза у меня не возникало. Для меня интерес к моему КС начался только после ухода из жизни отца  – Питера Томпсона. Отец был среди основателей и первых членов совета кредитного союза Louisburgh Credit Union в 1967 году. КС был основан через 9 лет после начала всего движения. В 60-е годы был такой бум развития кредитных союзов, везде организовывались первоначальные инициативные группы, которые занимались обучением. Идея кредитной кооперации очень быстро распространялась по всей стране. Отец был волонтером, в разное время он занимал все возможные волонтерские позиции в своем кредитном союзе, входил в совет, в наблюдательный совет – словом, все,  что можно было, делал. Со временем стал ездить на общие собрания Лиги, как и я теперь. В 1990м году он умер – а  я вошел в Совет своего, того самого КС Louisburgh Credit Union

 

– Ваш кредитный союз работает до сих пор? И сколько в нем пайщиков?

 

– 3 000  пайщиков. По нашим меркам — это небольшой КС.

 

– 60 лет назад движение кредитных союзов в Ирландии возникло и развилось благодаря волонтерам, людям, которые не получали заработную плату и работали на общественных началах на благо своего кредитного союза. Эта инициатива сохраняется сейчас у ирландцев – они по-прежнему хотят быть волонтерами  кредитных союзов?

 

– Я думаю, что собственного интереса у людей еще достаточно. Убежден,  что есть люди,  которые хотят и могут этим заниматься. Другое дело, что КСы сейчас недостаточно усилий прилагают к тому, чтобы  к этому привлекать новых людей. Волонтеры (члены выборных органов) в течение многих лет делают свое дело, работают в своем КС, но ждут, что придет дядя и обеспечит им преемственность того, что они делают. Сами они этим не занимаются.

 

–  А молодежь приходит?

 

– Если попросить – то приходят. Здесь очень важна и обязательно должна быть некоторая процедура отбора, как подбор кадров. И в этом смысле должен хорошо работать специальный комитет по выдвижению. Это как семейный бизнес: если у вас 2 сыновей и 2 дочерей и собственный семейный бизнес – то никуда вы не денетесь, будете сидеть и смотреть на своих дочерей и думать, кто из них с чем лучше будет справляться, как обеспечить преемственность своего бизнеса. Здесь – то же самое. Всегда думаешь: кто из них самый надежный, кто лучше справится с той или иной функцией.

 

– Учитывая  сегодняшнюю экономическую  ситуацию в Ирландии ( прим.  Авт. – меры правительства по укрупнению кредитных союзов) , как Вы смотрите в будущее,  в связи со всем происходящим?

 

– Внедрение нового законодательства и новых требований со стороны государственного регулятора для КС будет очень непростой задачей. С одной стороны, я вижу,  что очевидно желание государственных регулирующих органов в будущем структурировать и сократить количество КСов, думаю, что где-то на четверть. И хотя у такого подхода есть свои преимущества, и, конечно, многие КС это укрепит, но, с другой стороны, какую-то важную составляющую, связанную с тем, что существуют личные взаимоотношения, отношения с людьми, особенно в той местности, в которой КС работают – здесь, конечно, мы многое потеряем, к сожалению…  И сейчас уже на политическом уровне идет борьба за то, чтобы сохранить вот этот элемент волонтерства, связи с людьми –  принципиальные для нас вещи, связанные с самой философией движения.

 

– Фонд международного развития Ирландской Лиги кредитных союзов осуществляет несколько проектов по поддержке кредитных союзов в других странах. Почему вы помогаете России?

 

–  Честно говоря, мы сейчас не очень-то финансово России и помогаем, сейчас эти взаимоотношения уже на другом уровне. Простите, но я отвечу вопросом на вопрос. Представьте себе: ваше замечательное движение в течение нескольких лет очень успешно развивается. И представьте, что у вас есть очень успешная модель развития кредитных союзов. А у ваших соседей появляется к этому интерес, но у них ничего этого нет. И что – вам не захочется им помочь? Не захочется поделиться опытом? Наверняка вы будете чувствовать себя в таком же положении,  как и мы. Я, честно говоря, не считаю, что это является какой-то безусловной заслугой,  и что ирландцы такие все из себя альтруисты. Я думаю, что это обычные вещи. Просто по-человечески, если у тебя есть что-то хорошее,  и ты можешь этим поделиться – чаще всего, возникает это желание – поделиться.

 

–  Но ведь сам Фонд финансируется КСами Ирландии, и фактически это каждый КС Ирландии помогает КСам по всему миру. Когда у кредитных союзов пришло понимание важности этого дела? Не было ли противодействия с их стороны, это же, по сути, деньги,  которые они отдают?

 

– Исторически, фонд основан в 1989 году лидерами – руководством движения. Не то чтобы КСы на своем уровне прониклись этой идеей и начали требовать, чтобы что-то такое было сделано, нет. Это была идея руководства. Но она была поддержана, хватило понимания важности этой работы. Не хотелось бы слишком заниматься психоанализом.  Просто знаю историю своей страны, знаю, какой у нас был в свое время уровень миграции, что наши люди распространились по всей планете. Вы, наверное, знаете, что у нас 1842 по 1846 годы был страшнейший голод, возможно, самый страшный на планете. И, вообще, считается, (возможно, ирландцы не всегда об этом скажут),  что это очень сильно  повлияло на национальное самосознание. Плюс — наше колониальное прошлое, мы же всегда были колонией. И в нашем случае это означало, что мы, в каком-то смысле, имели местный уровень самостоятельности. Понимаете, нам надо было выживать – и у нас не было своего правительства. Если в другой стране было свое руководство – то у нас руководство чисто внешнее, а выживать надо самостоятельно. То есть, нам на горизонтальном уровне эти связи гораздо важнее было выстраивать, чем на вертикальном. В каком-то смысле это может помочь нас понять и дать характеристику людям в Ирландии, и в какой-то степени, кредитным союзам.

 

–  В пригороде Дублина мы видели здание банка – достаточно неприметное и скромное, в то же время посетили  КС «Килкуллен», выгодно отличающийся собственным красивым и просторным двухэтажным офисом. С одной стороны, мы не могли не порадоваться за КСы Ирландии. И все же, если говорить о конкуренции с банками, то Ваше видение этой проблемы.

 

– В каком-то смысле между банками и КС целая пропасть и это совершенно очевидная вещь, сами основания, на которых построены та и другая финансовые организации – совершенно противоположны. С другой стороны, людям, которые все это понимают и анализируют, приходится признать,  что мы живем в современном мире. За то время, что я работаю в КС и в этом участвую, я понял, что не смогу изменить мир и то, как он устроен. Банки есть банки –  и наше правительство так и будет говорить о том, как сильно они нам нужны. Кроме того, я понимаю, что в мире сейчас такие тенденции, которые заставляют людей все больше и больше индивидуализироваться, преследовать свои интересы, какая-то конкуренция между людьми возникает – так уж идет развитие. Я по своим дочерям смотрю. У  меня 2 взрослые дочери,  которые уже закончили обучение и имеют степень магистра. Все, чему их учили, было направлено на то чтобы они становились все более конкурентоспособными в этой жизни в плане работы, карьеры . И мне очень непросто объяснить им принципы той философии и ценностей,  которые заложены в движении кредитных союзов. И тут уж — кто во что верит, кто на что свои возлагает надежды , для кого что является страстью, если хотите. Поскольку мы все не Ленины, каждый из нас мир перевернуть не может. Но, с другой стороны, это не значит, что не нужно делать свое дело и не нужно отстаивать свои убеждения. Потому что я убежден: КС делают такое дело, которое не может делать ни один другой финансовый институт, просто в принципе не может. Посмотрите сегодня на ситуацию в Ирландии. Очень много банков — и ирландских, и европейских — каждый месяц закрывают свои отделения. И это тогда, когда они за счет денег налогоплательщиков выжили. При этом они все больше от людей отдаляются, все больше централизуются и закупориваются. Параллельно с этим, правительство пытается провести новое законодательство, при котором число КС будет уменьшаться. И, опять-таки, продолжает делать все, чтобы КС как можно дальше от людей увести. Это не логично, но так есть, и нам приходится с этим жить – и делать все, что можем. 

 

— Скажите,  пожалуйста, кроме кредитной кооперации – чем еще Вы увлекаетесь в жизни?

 

— У меня есть семья, жена и 4 детей – тоже своего рода интерес, спортом (национальный  кельтский футбол, регби). Национальное пиво «Гиннес» — шучу. (смеется)

 

— Это общие увлечения всего Совета – или лично Ваши?  

–  Нет, это личные интересы, должен сказать,  что у нас в Совете довольно сильно разнятся интересы. Потом, для меня и экономика и политика представляют определенный интерес, я даже участвовал в выборах в местный муниципальный совет в 1999 году.

 

— Передайте, пожалуйста, дружеское послание и Ваши пожелания пайщикам кредитных союзов России.

 

— Я бы пожелал пайщикам КС в России узнать, насколько в серьезную и сильную организацию они вступили и поняли, какой мощный потенциал есть у КС, что КС может сделать для их города, района, места в котором они живут. Что, например, КС дают людям, которые живут в Ирландии:  КС – это источник местного финансирования. Он заставляет деньги работать на том месте, где они есть, деньги никуда не уходят и работают на местном уровне. И поэтому КС  очень существенно влияют на местную экономическую ситуацию. Люди участвуют в КС, получают какие-то преимущества для себя – и одновременно создают благоприятные экономические условия там, где они живут. И если пайщики будут это понимать, они захотят развивать свой КС, и от их понимания, от их уровня вовлеченности в то , что происходит, зависит и успех самого кредитного союза. И это все какие то базовые положения кооперативной теории, потому что КСу абсолютно необходимо участие пайщиков в его жизни. Если пайщики это понимают – то всем от этого будет только лучше.

 

Беседовали Екатерина Корсунская,

Александра Мельниченко.

Отдельное спасибо за перевод Наталье Кольцовой